Сколько мы теряем денег на владении автомобилем в течение 10 лет

За десять лет владения автомобилем мы теряем стоимость 1-комн. квартиры.


 

Что для вас автомобиль? Обычное средство передвижения? В теории так и есть. Но, к сожалению, благосостояние населения нашей страны еще не может сравниться со многими западными развитыми странами, где для большинства людей автомобиль, как раз чаще и является обычным средством передвижения.

 

Поэтому для многих из нас автомобиль это роскошный товар, который находится в самом верху потребительской корзины населения страны.

 

Тем не менее, несмотря на не очень большие доходы населения России, многие из нас являются владельцем автомобилей. Во многих семьях есть уже по нескольку автомобилей. Это говорит о том, что, несомненно, население страны стало жить существенно лучше, по сравнению, например с 10 летней давностью, когда большинство из нас могло только мечтать о покупке нового авто.


 

Напомним, что недавно органы ГИБДД сообщили, что в России количество зарегистрированных автомобилей превысило 56 000 000 автомобилей. Для сравнения 10 лет назад в стране было зарегистрировано всего 38 000 000 автомобилей. То есть, за 10 лет автопарк страны вырос на 18 млн. автомобилей (почти +48%).

 

 

В том числе, согласно статистике Госкомстата, в РФ выросло количество автомобилей на 1000 жителей страны. Последние данные более важные, поскольку именно по этому показателю во всем мире принято считать уровень развития государства.

 


Так, по последним данным количество автомобилей в России составило 288 легковых автомобилей на 1000 жителей. Для сравнения, в 2007 году этот показатель составлял 192 легковых автомобиля на 1000 жителей РФ. Как видите рост легкового автопарка (который в основном принадлежит физическим лицам) за 10 лет составил +50%.

 

В итоге, на основе статистики можно сделать вывод, что автомобили в России стали гораздо доступнее, чем 10 лет назад. Естественно это связано с ростом доходов населения за последние 10 лет.

 

Но неужели большое количество людей в России стали настолько богатыми, чтобы скупать на авторынке автомобили как горячие пирожки? На самом деле нет.

 

Но почему тогда за последние 10 лет автопарк страны значительно помолодел за счет того, что многие Россияне стали чаще покупать новые автомобили, в место подержанных? Неужели у всех из нас так резко выросли доходы? Конечно, нет.

 

Причина парадокса Российского авторынка, скорее всего в другом. Все дело в финансовой неграмотности населения страны, которое, не понимая и не осознавая свои финансовые возможности, приобрело за последние 10 лет огромное количество автомобилей в кредит по баснословным процентным ставкам.

 

Именно автокредиты и двигали весь авторынок страны в течение последнего десятилетия. Но задумывались ли вы, сколько денег вы переплатили по кредиту, а также вообще в целом знаете ли вы, сколько вы потеряли на владении автомобилем в течение длительного использования?


К сожалению, не многие люди задумывались об этом. Хотя стоило бы призадуматься, чтобы в будущем не совершать необдуманных покупок в кредит новых автомобилей. Особенно об этом нужно призадуматься тем людям, которые купили автомобиль в кредит, который, по сути, оказался не по карману в связи с большими расходами на эксплуатацию, и в связи с большой потерей рыночной стоимости в процессе владения транспортным средством.

 

Почему же многие Россияне за последние 10 лет, не задумываясь о своих возможных финансовых потерях, не осознавая свои финансовые возможности, и не закладывая риски на будущее, в буквальном смысле скупили все то, что предлагали автодилеры последние годы?

 

 

Здесь дело, наверное, как раз в том, что в нашей стране все-таки пока автомобиль это еще роскошь и символ богатства. Также для многих из нас автомобиль остается символом успеха и амбиций. Не секрет, что многие из нас купили автомобиль, чтобы доказать окружающим свои возможности. Хотя на деле многим из нас нужно было купить автомобиль поскромнее, в связи с нестабильным небольшим доходом.

 


Но нет. Многие из нас за последние 10 лет решили, что они обязательно должны хотя бы внешне выглядеть для всех окружающих богаче и статусней. В итоге, многие из нас долгое время не могли вернуться на землю, владея машиной, которая, по сути, высасывала весь семейный бюджет. К сожалению, даже сегодня в тяжелых экономических условиях многие в нашей стране еще не поняли, что пришло время учиться жить по средствам, и продолжают владеть автомобилями, который в принципе они не тянут.

 

Все это конечно связано с тем, что очень большое количество людей не обладают хорошими финансовыми знаниями, а также не привыкли все считать и вспоминать историю цен, показатели инфляции и т.п. Но это неправильно. Каждый из нас должен знать, что приобретая любой автомобиль, мы начинаем с самого начала терять на нем деньги в связи с постоянными тратами, связанными с его владением, а также в связи со снижением рыночной цены.

А теперь вопрос. Как вы думаете, сколько можно потерять денег на владении автомобилем в течение 10 лет?

 

Кто-то скажет, что здесь все просто. Нужно просто сложить все расходы, связанные с эксплуатацией машины, и все. Но не все так просто. Чтобы точно узнать, сколько теряется денег в течение 10 лет с момента приобретения нового авто нужно применить более сложный расчет, который в конечном итоге может многих из вас повергнуть в шок, поскольку может выясниться, что владение автомобилем в течение десяти лет может обойтись нам в стоимость 1-комнатной квартиры в Москве. Не верите, как такое может быть? Давайте все подробно посчитаем на нашем теоретическом примере.


 

И так, давайте представим, что вы 10 лет назад за наличный расчет (полностью за свои деньги) купили новый импортный автомобиль стоимостью 1 млн. рублей.

 

Предположим, что в среднем каждый год автомобиль теряет в стоимости 6% (на самом деле все конечно зависит от баланса спроса и предложения, популярности модели и т.п., и, как правило, потеря стоимости авто за 10-летний период составит куда больше).

 

Получается, что спустя 10 лет после покупки, машина будет стоить примерно около 400 тыс. рублей. И это заметьте без учета финансовых потрясений, обесценивания рубля и большой инфляции, которая по факту наблюдалась в России последние десять лет. И так, получается, что за 10 лет на рыночной стоимости авто мы потеряем в среднем 600 тыс. рублей.  В год это примерно 60 000 рублей или 5000 рублей в месяц.

 

Теперь давайте посчитаем, во сколько, в среднем, нам обойдется владение автомобилем в течение 10 лет. Учитывая инфляцию в течение последних десяти лет, изменений в стоимости топлива, размера транспортного налога, стоимости страхования (ОСАГО и КАСКО), стоимости парковки, увеличения штрафов ГИБДД, роста стоимости запчастей и стоимости обслуживания, мы примерно посчитали во сколько обходилось владение автомобилем стоимостью 1 млн. рублей, купленного, к примеру, в 2007 году.


 

Получается, что при небольшом ежегодном пробеге в 15 000 – 20 000 км, в среднем владелец подобной машины в течение десяти лет затратил бы на владение около 1 200 000 рублей.

 

В среднем это получается 120 000 рублей в год или 10 000 рублей в месяц. По факту этот расход, скорее всего, существенно выше.

 

Теперь давайте, прибавив к этому расходы, если  автомобиль был куплен в кредит. Предположим, что автомобиль стоимостью 1 млн. рублей был куплен в кредит в 2007 году по ставке в 23,5% годовых без возможности досрочного погашения (в те годы это было распространенное явление).

 

Первоначальный взнос при покупке в кредит составил 30%. Срок кредитного договора 3 года. В итоге, за три года выплаты автокредита владелец машины переплатит за автомобиль примерно 254 000 рублей. И этот пример, мы приводим без учета возможны комиссий и трат на приобретение навязанных страховок.

Теперь давайте сложим все затраты, указанные выше, чтобы получить совокупные потери за 10 лет при владении машиной.

 

60 000 + 1 200 000 + 254 000 = 1 514 000 руб

 

То есть, если считать по минимуму, то при покупке машины в кредит и владению ее в течение 10 лет при небольших ежегодных пробегах, наши потери составят в среднем 1,5 млн. рублей или 151 400 рублей в год или 15 140 рублей в месяц.


 

Но и это еще не все. На самом деле наши потери мы должны рассчитывать с учетом упущенной выгоды. Ведь если бы мы не купили в 2007 году автомобиль за 1 млн. рублей, то у нас бы оставалась бы на руках свободная денежная сумма, которую мы например могли бы вложить в государственные облигации или в банковский депозит.

 

Так что давайте посчитаем упущенную выгоду от вложения 1 млн. рублей за 10 лет, которые мы потратили на покупку нового авто.

 

Давайте возьмем средний процент по банковским вкладам за последние 10 лет. Так, согласно официальной информации ЦБ РФ, средний банковский процент по депозитам в ведущих банках РФ за последние 10 лет составил 10%. Теперь давайте посчитаем, с учетом капитализации процентов, сколько мы могли бы заработать на банковском депозите за 10 лет, если бы не купили автомобиль за 1 млн. рублей.

 

Получается, что с учетом того, что проценты по вкладу в 1 млн. рублей, в течение 10 лет начислялись каждый месяц к основным деньгам на депозите, спустя десять лет мы получим 2 705 562 руб.


 

В итоге, эффективная ставка по депозиту составит в среднем 17,06% в месяц. То есть, за 10 лет хранения вклада на депозите мы могли бы получить сверх 1 млн. рублей дополнительно 1,70 млн. рублей. Получается, что купив автомобиль стоимостью 1 млн. рублей, мы упустили выгоду в 1,7 млн. рублей. Естественно, мы обязаны прибавить эту упущенную выгоду к нашим потерям, связанным с владением автомобилем в течение 10 лет.

 

В итоге, конечный расчет потерь будет выглядеть так:

 

1 514 000 руб + 1 705 562 руб = 3 219 562 руб

 

То есть, получается, что если бы мы не купили автомобиль в 2007 году за 1 млн. рублей, а вместо этого разместили бы деньги на банковском депозите, а те деньги которые потратили на содержание автомобиля и выплату процентов по кредиту стали бы откладывать на отдельный банковский счет, то получается что через десять лет на двух счетах у нас было бы больше 3 млн. рублей.

 

А это уже почти стоимость квартиры в некоторых районах Москвы.

 

Если же мы помимо вклада в 1 млн. рублей каждый месяц откладывали бы на депозит еще по 15 000 рублей (средний расход при владении автомобилем в течение десяти лет), то итоговая сумма с учетом капитализации процентов на банковском депозите в течение 10 лет составила бы 5 761 539 руб.

В итоге, эффективная ставка по депозиту составила бы за 10 лет около 15,74%.


 

Так что теперь мы можем наглядно увидеть, сколько денег мы теряем на владении автомобилем стоимостью 1 млн. рублей с 2007 по 2017 года. Естественно по меркам 2007 года это был достаточно дорогой автомобиль, так как средняя стоимость иномарок в России в те годы составляла 500 тыс. рублей.

 

Тем не менее, наши расчеты применимы и сегодня. Любой желающий может примерно высчитать, сколько он потеряет денег на владении любой машиной в течение ближайших лет. Причем расчет покажет минимальные потери, без учета возможных финансовых проблем в экономике страны, возможного ослабления Российской валюты, и риском большой инфляции. В этом случае потери будут еще больше.

 

Также, благодаря этому расчету, каждый из наших читателей может высчитать с помощью любого депозитного онлайн-калькулятора в сети Интернет, сколько он сможет заработать, если вместо покупки дорогого автомобиля вложит деньги в банковский депозит на 10 лет.


 

В итоге, с учетом, что сегодня проценты не такие большие, как были последние годы, все равно получится, что в течение будущих десяти лет каждый из нас может заработать на пополняемом депозите сумму, сопоставимую со стоимостью квартиры (с учетом, если ежемесячно пополнять вклад на сумму, сопоставимую с ежемесячными тратами на автомобиль, при его владении в течение 10 лет).

 

Нет, мы, конечно, не призываем всех наших читателей отказываться от покупки автомобиля. Смысл наших примеров в том, что каждый человек, перед покупкой автомобиля должен осознавать, что владение машиной всегда связано с большими тратами.

 

Поэтому каждый должен покупать машину по своим доходам. Помните, что автомобиль не главное в жизни, хотя стоит признать, что без него в наше время нельзя. К сожалению, многие Россияне только сегодня начинают это осознавать, после нескольких лет кризиса. Вот пример:

 

Знаю человека, который 8 лет назад взял в кредит новую BMW X5 под 22% годовых. Самое интересное, что этот товарищ до сих пор не расплатился по кредиту. За это время он уже несколько раз перекредитовывался в нескольких банках. Почему так произошло?

 

 

Все просто. Человек, купил машину не по средствам. Плюс не учел экономические риски нашей страны. В итоге, в кризис его славу богу и не уволили. Но зарплату снизили. Так что он продолжает наслаждаться премиальной роскошью старой Х5 (да сегодня эту кредитную машину можно смело называть старой, особенно если учитывать не совсем хорошее качество Баварского автопрома), выплачивая остатки кредита.


 

Но самое интересное не это. Этот «счастливый» обладатель Х5 только недавно понял, сколько он переплатил за 8 лет по автокредиту, сколько он потерял денег на обслуживании и частом ремонте, сколько потратил денег на топливо, страховку, парковку и т.п. Но главное, он понял, сколько он  потерял денег на потери стоимости премиального кроссовера, который сегодня уже стоит меньше миллиона рублей.

 

Тем не менее, нужно уметь все делать разумно. Допустим, в место новой Тойота Камри можно купить более дешевый автомобиль, который будет дешевле обслуживать и т.п. Сэкономленные же деньги можно просто вложить в банковский депозит и затем спустя 5-10 лет получить неплохие деньги, которые далее вложить в образование детей, в недвижимость и т.п.

 

Согласитесь, так все будет разумней и правильней, чем вкладывать все деньги в дорогой автомобиль, который неизбежно за короткое время существенно подешевеет, принеся вам в любом случае одни убытки.


 

Если брать на нашем примере, то получается что владелец автомобиля стоимостью  млн. рублей в течение 10 лет будет в среднем терять 15 140 рублей ежемесячно. С учетом что в стране 56 млн. автомобилей и с учетом данных о том, что в стране средняя заработная плата составляет чуть более 30 000 рублей, получается, что владение автомобилем среднего ценового сегмента может обходиться почти в половину зарплаты среднестатического россиянина.

 

Не много ли? Конечно, решать вам, но, наверное, пришло время призадуматься и научиться жить по средствам, а также совершенствовать свою финансовую грамотность.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: